Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бретон андре

Энциклопедический словарь

Брето́н Андре (Breton) (1896-1966), французский писатель, один из основоположников сюрреализма («Манифест сюрреализма», 1924). В декларациях 1930-х гг., в книгах «Аркан 17» (1945), «Лампа в часах» (1948), не принимая современную культуру, утверждал, что личность обретает свободу лишь в интуитивных психических актах, подавляемых обществом.

* * *

БРЕТОН Андре - БРЕТО́Н (Breton) Андре (18 февраля 1896, Теншбре, департамент Орн, Франция - 28 сентября 1966, Париж), французский поэт, эссеист, критик, издатель, один из основоположников и ведущий пропагандист сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ).

Еще будучи студентом-медиком, Бретон заинтересовался природой психических заболеваний; чтение трудов З. Фрейда (см. ФРЕЙД Зигмунд) (с которым он познакомился в 1921) открыло ему идею подсознательного. Пройдя через увлечение психиатрией и символистской поэзией (см. СИМВОЛИЗМ), Бретон присоединился к движению дадаистов (см. ДАДАИЗМ). Совместно с Л. Арагоном (см. АРАГОН Луи) и Ф. Супо (см. СУПО Филипп) в 1919 основал журнал «Litterature», на страницах которого Бретон и Супо опубликовали первый сюрреалистический опыт автоматического письма - «Магнитные поля» (1920). В 1924 Бретон в «Манифесте сюрреализма» (русский перевод 1978) определил его как «чистый психический автоматизм, предназначенный для выражения... действительных процессов мышления. Это диктат мысли, свободной от всякого контроля со стороны разума и от какой бы то ни было эстетической и моральной предвзятости». Сюрреализм стремился к стиранию границы между сном и действительностью, разумом и безумием, объективностью и субъективностью. В романе Бретона «Надя» (1928) эпизоды повседневной жизни сливаются с искаженным их восприятием. «Непорочное зачатие» Бретона (1930, совместно с П. Элюаром (см. ЭЛЮАР Поль)) представляет собой попытку создать речевой образ различных типов умопомешательства. В книгах «Сообщающиеся сосуды» (1932) и «Безумная любовь» (1937) исследуется связь между сном и явью. Бретон является также автором теоретических и критических трудов «Потерянные шаги» (1924), «Сюрреализм и живопись» (1926), «Что такое сюрреализм?» (1934), «Ключ к полям» (1953) и др.

В 1930-е гг., когда сюрреализм как интеллектуальное движение оказался втянутым в политику, Бретон вступил в коммунистическую партию. Во втором Манифесте сюрреализма (1930) Бретон рассматривал философский смысл сюрреализма. В 1935 он порвал с коммунистической партией, однако остался приверженцем марксистских идеалов. В 1938 вместе с Л. Д. Троцким (см. ТРОЦКИЙ Лев Давидович) Бретон организовал в Мексике Федерацию независимого революционного искусства. Немецкая оккупация Франции заставила Бретона искать убежище в США. В 1942 он устроил в Йельском университете выставку сюрреалистического искусства и выпустил еще один сюрреалистический манифест. В 1946 Бретон возвратился во Францию, где через год организовал новую сюрреалистическую выставку. В 1948 опубликовал в Париже сборник «Стихотворения».

Энциклопедия Кольера

БРЕТОН Андре (Breton, Andre)

(1896-1966), французский поэт, основоположник сюрреализма. Сын торговца из Нормандии. Родился 19 февраля 1896 в Теншбре (департамент Орн). Изучал медицину, предполагая заниматься в дальнейшем психиатрией, однако вскоре занялся литературным творчеством. Между 1916 и 1924 был связан с эксцентричным движением дадаистов, которое зародилось в Цюрихе. Бретон штудировал труды З.Фрейда и стихи У.Блейка, Лотреамона, А.Рембо и Г.Аполлинера. Около 1922 в полной мере проявился властный характер Бретона : поссорившись с дадаистами, он опубликовал свой первый манифест сюрреализма (слово "сюрреализм" придумал умерший в 1918 Аполлинер), за которым в 1928 последовала эпохальная работа Сюрреализм и живопись (Le Surralisme et la peinture) - второй, более основательный манифест сюрреализма. Хотя Бретона трудно назвать великим поэтом, его самобытность проявилась в нескольких стихотворных сборниках - в частности, в Седовласом револьвере (Le Revolver cheveux blancs, 1932). На живопись он оказал более глубокое и продолжительное влияние: в течение одного-двух десятилетий большинство молодых художников во Франции и других странах черпали вдохновение в идеях сюрреализма. Бретон был авторитарным лидером и не терпел возражений, поэтому многих его учеников оттолкнула его тирания. К числу литературных шедевров Бретона принадлежат загадочный и изящный роман Надя (Nadja, 1928); книга Сообщающиеся сосуды (Les Vases communicants, 1932); патетическая дилогия - Бешеная любовь (L'Amour fou, 1937) и Аркан 17 (Arcane 17, 1945). В 1939-1940 Бретон служил военным врачом, в 1941 эмигрировал в США. Вернувшись в Париж в 1945, вновь обратился к литературному творчеству. Одна за другой выходят его книги, в том числе Беседы (Entretiens, 1952), На все четыре стороны (La Cl des champs, 1953) и Магическое искусство (L'Art magique, 1957). Умер Бретон в Париже 28 сентября 1966.

ЛИТЕРАТУРА

Бретон А. Манифест сюрреализма. - В кн.: Называть вещи своими именами. М., 1986 Антология французского сюрреализма: 20-е годы. М., 1994

Полезные сервисы